Одни говорят, что ничего не изменится, кроме грядущего роста расходов на содержание новых министерств и ведомств, другие полагают что «еще не вечер», и как структура, так и состав кабинета, вероятнее всего, претерпят изменения после того, как станут известны итоги выборов президента России.
Сегодня свое видение ситуации высказывает в интервью «ВиД» председатель административного совета Торгово-промышленной палаты Татарстана Александр Таркаев.
- Вы являетесь одним из активных разработчиков программы социально-экономического прогресса Татарстана, которую, по идее, должно «претворять в жизнь» вновь сформированное правительство - естественно, после утверждения ее Госсоветом Татарстана. Насколько, на ваш взгляд, новый кабинет окажется в этом смысле дееспособным?
- Здесь два вопроса, собственного говоря, - соответствует ли состав правительства программе и будет ли программа подогнана под состав правительства.
Полагаю, что в апреле сформирован каркас правительства и после российских выборов возможны коррективы. Думаю, что после них будут детализированы и политико-экономическая линия и состав ее исполнителей. Сегодня совершенно очевидно, что любой сколь либо дальновидный региональный руководитель оставляет для себя возможность определенного маневра.
Другое дело, что попытки «подогнать» под правительство программу будут пагубными, на мой взгляд. Главная отличительная особенность программы заключается в системном подходе к реформе экономике. Программу можно заменить, можно проигнорировать, но нельзя выполнить, выхолащивая те или иные ее элементы, - положительного результата не будет.
- Тем не менее в высоких сферах уже звучат слова о необходимости корректировки программы...
- Как принято говорить, «предела совершенствованию нет», и было бы наивно утверждать, что представленная программа идеальна. Суть дела в том, что нельзя смешивать в одну кучу различные идеологии реформирования экономики. Принимая ту идеологию, которая заложена в нашей программе, нельзя улучшить ее, переиначивая отдельные компоненты - это все равно, что мечтать об яблоках без кожуры. Во времена «первого пришествия» Гайдара спорили о том, отпускать цены сейчас или позже, но так или иначе, а все пришли к этому, и Татарстан - тоже, пусть «мягче», пусть не так радикализируя социальное расслоение. Потеоретизировать на эту тему, правильно или нет поступило руководство нашей республики, можно и сегодня, но важно понимать, что в принципиальных планах разницы в подходах нет.
- Как вы оцениваете структурные изменения кабинета министров: как существенные или, скорее, как косметические?
- На сегодняшний день я вижу формальные перемены, а последуют ли за ними сущностные - покажет время. Например, пока трудно сказать что-либо определенное относительно будущности Госкомимущества, из названия которого исчезло словосочетание «промышленная политика», поскольку не ясно, кто станет шефом комитета. До сих поря на этом месте была явно неординарная фигура Фарида Газизуллина - человека, создавшего «с нуля» огромную структуру и суперминистерство фактически было создано под него, в чем были и плюсы, и минусы. Газизуллин ушел в Москву, и не стало, как видно, необходимости в суперминистерстве.
- Продолжая тему неординарных фигур - в парламенте при формировании правительства говорили о том, что полномочия первого вице-премьера Равиля Муратова стали существенно шире...
- Я не разделяю этой точки зрения, так как не вижу особой концентрации полномочий в руках Муратова. Он занимается тем же, чем занимался до сих пор.
Здесь важно отметить другое. В теории управления есть такая идея: для того, чтобы корпорация эффективно работала, в ней должны быть так называемые «мистер Внутренний» и «мистер Внешний». То есть человек, который ориентирован на внутреннюю работу, и человек, который работает на внешнем уровне. Представляется, что это очень разумное разграничение. Для того, чтобы эта схема окончательно реализовалась в татарстанском правительстве, нужно, чтобы премьер проникся «программной» идеологией. На мой взгляд, это человек, подходящий для реализации предлагаемой программой системы косвенного, макроэкономического управления.
- Вернемся к идее «подождать до 16 июня». Она, конечно, выглядит, весьма логично, но не возникнут ли негативные последствия временного разрыва между мартом, когда была представлена программа, и июнем-июлем, когда все окончательно оформится в кабинете?
- Нет, потому что программа представляет собой определенный экономический манифест, а не установки типа «столько-то кирпича к такому-то году».
- Но ведь помимо самой программы есть 2 тысячи страниц отраслевых подпрограмм. Правда, до сих пор, кажется, о них говорят, как когда-то о романе Пастернака: никто не читал, но все судят.
- Да, подпрограммы базируются на определенной цифири, которая устарела, строго говоря, уже к моменту их написания. Кстати, это еще одно свидетельство невозможности создания отраслевых разнарядок. Но эти 2 тысячи страниц полезны как констатация стартовых возможностей Татарстана перед тем, как начать реализовывать новую идеологию. Что-то вроде стартовой точки в той индикативном прогнозировании, которое программа предлагает.
- Как, на ваш взгляд, отреагирует на новый состав правительства татарстанский бизнес?
- Это будет зависеть не столько от состава правительства, сколько от его действий. Сейчас, например, определенные силы лоббируют принятие в Татарстане трех экономических документов, способных принципиально изменить ситуацию, и далеко не в лучшую для предпринимательства сторону. Первый - закон об особенностях правового положения акционерных обществ, второй - указ о создании централизованного фонда амортизационных отчислений, третий - указ об укреплении финансовой дисциплины. По поводу последнего ваша газета уже высказалась критически, и я думаю, что такого рода анализ имеет смысл продолжать, а что касается первых двух то и вокруг этих документов неизбежно развернется дискуссия. Она и покажет, кто есть кто в правительстве и в какую сторону оно намерено разворачиваться.
Газета «Время и Деньги» (Казань), 4 мая 1996 года